ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА
www.subcontract.ru

25.02.2015 Предпринимателей хотят отучить от бюджетных денег
В 2015 году малый и средний бизнес Санкт-Петербурга получит меньше средств из бюджета. Город сделает упор на поддержку предпринимателей нефинансовыми методами. О том, какую помощь смогут получить петербургские бизнесмены, рассказал в интервью ПРОВЭД директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр развития и поддержки предпринимательства» (ЦРПП) Ростислав Шипицын.

- В конце января ЦРПП проводил блиц-опрос 200 предпринимателей Петербурга: более 30% опрошенных заявили о том, что сокращают свое производство. Это яркий показатель того, что предприниматели столкнулись с большими трудностями. О каких сферах производства идет речь? Кому в кризис оказалось наиболее тяжело?

- Через наш центр ежегодно проходит порядка 10 тысяч предпринимателей, поэтому база у нас довольна большая. Если говорить о январских показателях, то в большинстве случаев речь шла о сокращении производства на рынке строительных материалов, потому что здесь очень многое закупалось за границей. Сокращения производства также были на пищевом рынке, поскольку многие производители при изготовлении своей продукции используют импортные компоненты, сейчас эта ситуация немного корректируется. Сегодня в большей степени начинает страдать не производство (оно, наоборот, должно начать развиваться), а сфера услуг и сфера товаров класса люкс и премиум-класса в целом.

У нас существует две группы предпринимателей. Первая группа ориентирована на закупку, поставку, приобретение чего-либо из-за рубежа. Разумеется, таким предпринимателям сегодня очень непросто вести дела. Вторая группа предпринимателей активно работает на внутреннем рынке и занимается производством того или иного продукта из отечественного сырья. Им намного проще: они не зависят от покупки тех или иных компонентов из-за рубежа. Но в целом сейчас очень важна поддержка приоритетных для города направлений легкой и тяжелой промышленности.

- Ранее председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев заявил, что город окажет значительную поддержку текстильной отрасли. Какие еще производители сейчас в приоритете? И каким образом город поддержит их в 2015 году?

- Это сфера потребительского рынка, производство продуктов питания - от мясной и молочной продукции до хлебобулочных изделий. Это инновационные и новаторские производства. Это производство чего-либо в целом. Другими словами: сейчас приоритетно производство, менее приоритетна сфера услуг. Но и в производстве есть ограничения: табак – нет, алкоголь – нет, все остальное – скорее да, чем нет.

Программы поддержки делятся на две группы: нефинансовые и финансовые. Нефинансовые программы – это возможность разместить свой бизнес на площадках двух городских бизнес-инкубаторов (в «Первом городском бизнес-инкубаторе» и «Ингрии»), получить бесплатные консультации по разным вопросам предпринимательской деятельности, получить заказ по субподряду, а также возможность пройти бесплатные образовательные программы и принять участие в стажировках. Мы регулярно организуем бизнес-миссии, в рамках которых вывозим предпринимателей в разные страны и регионы и проводим там обучающие семинары.

Финансовые программы связаны с кредитованием и компенсациями. В первом случае, предпринимателю дают деньги, которые он должен вернуть под льготный процент. К примеру, сейчас у нас действует программа, в рамках которой можно получить один миллион под 10% годовых: такой процентной ставки в городе нигде больше не найти. Сейчас ведется работа над тем, чтобы лимит в один миллион рублей увеличить. Программы по компенсации помогают вернуть часть расходов, связанных с уплатой авансового платежа по лизингу, с получением сертификатов соответствия. Также может быть частично компенсирована процентная ставка по действующим кредитам.

Также действует программа поддержки ремесленничества и народных художественных промыслов, но сейчас идут разговоры о том, чтобы эту программу убрать, поскольку сейчас важнее поддержать другие направления – легкую и тяжелую промышленность. В этом году вернулась программа по компенсации арендных платежей, для предпринимателей, работающих в области легкой промышленности, также возможно возвращение программы по возмещению денег за участие в выставках.

- Какую помощь предпринимателям может оказать Центр развития и поддержки предпринимательства?

- Ключевое направление работы ЦРПП – это консультирование по программам государственной поддержки, наша целевая аудитория – малый и средний бизнес. Мы анализируем их деятельность, помогаем выбрать программу, в которой лучше участвовать. Есть определенные сферы, которые под программы поддержки не попадают, в частности, это сфера услуг. Но в консультировании очень важен адресный подход: к нам однажды обратился предприниматель, который продавал хлебобулочные изделия. Мы проанализировали его бизнес, и выяснили, что он не только продает свою продукцию, но и сам ее производит, то есть это полноценное производство, а, значит, он имеет право на помощь от государства.

Еще одно актуальное и динамично развивающееся направление работы нашего центра – субконтрактинг. ЦРПП регулярно организует так называемые биржи поставщиков, куда приглашаются несколько крупных предприятий и десятки представителей малого и среднего бизнеса: кто-то из них находит заказы, кто-то нет. Но за год на подобных встречах предприниматели заключают контракты на сумму в несколько сотен миллионов рублей. По итогам 2014 года этот показатель превысил 350 миллионов рублей.

Центр также оказывает помощь в получении государственного заказа. В частности, мы ищем для метрополитена производителей и поставщиков тех или иных видов работ и услуг, в отдельных случаях - инновационных подрядчиков. К нам однажды обратился предприниматель, который производит дорожное полимерное покрытие, которое выглядит, как асфальт или кирпич. Этот материал является более износостойким, но в госзаказе есть определенные требования, и поэтому такой инновационный продукт не может участвовать в конкурсе. В таких случаях мы ведем точечную работу с государственными заказчиками, с органами исполнительной власти и распорядителями бюджетных средств для того, чтобы добиться изменений в госзаказе. Что касается примера с полимерным покрытием, то здесь метрополитен разрешил в качестве эксперимента покрыть небольшой участок одной из станций метро данным материалом.

- Многие эксперты говорят о том, что бизнесу не нужно давать деньги, он сам должен их зарабатывать - и в кризис, и не в кризис. Самое главное – чтобы было меньше бюрократии, коррупции и так далее. На ваш взгляд, что сейчас важнее - создать условия, чтобы бизнес сам развивался, или помочь деньгами?

Город постепенно уходит от финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, потому что очень многие предприниматели начинают заниматься не бизнесом, а выстраиванием схем по получению государственной поддержки. Мы каждый год сокращаем прямое финансирование бизнеса, в этом году количество денег, выделяемых на прямое финансирование малого и среднего бизнеса, тоже будет уменьшено. Бизнес, действительно, сам должен зарабатывать. Сегодня приоритетное направление – нефинансовая поддержка бизнеса: через наш центр, через бизнес-инкубаторы и так далее. В этом году, к примеру, будет запущен Единый центр предпринимательства на Полюстровском проспекте, 61, где будет размещена необходимая для предпринимателей инфраструктура.

Безусловно, нужно создавать бизнесу условия, чтобы преград было как можно меньше. Сейчас мы ведем активную работу по снижению административных барьеров. В частности, мы проанализировали работу нашего порта, в результате чего выяснили, что у нас сложилась исключительная ситуация со стивидорными компаниями, которые берут огромные деньги за свои услуги на территории порта, их ставки самые высокие по России: здесь фактически работает монополия. Сегодня мы готовим документ о снижении административного барьера, мы планируем вынести на уровень губернатора и правительства РФ поправку в законопроект о тарифном урегулировании стивидорных компаний «Порта Санкт-Петербург». У нас самые высокие ставки, если сравнивать с другими портами России.

Однако не всегда предложения со стороны предпринимателей являются конструктивными. К примеру, многие предприниматели жаловались на то, что таможня работает пять дней в неделю, а не семь. Мы провели эксперимент: Пулковская таможня в течение одного месяца работала семь дней в неделю. За отработанные выходные дни предпринимателей, которые пользовались услугами, можно было пересчитать по пальцам. Иногда предприниматели возмущаются по поводу разных процессов, но когда им представляешь возможность, они ей не пользуются. Поэтому здесь очень важен совместный диалог, важно, чтобы предприниматели сами давали обратную связь и реагировали на изменения.

- Какие бы вы сделали прогнозы на 2015 год?

- Очевидно, что предприниматели столкнутся с новым вызовом. Сейчас необходимо ужаться, сконцентрироваться, произвести какую-то оптимизацию штата, зарядить людей. В целом мы призываем предпринимателей максимально использовать наше сырье в производстве той или иной продукции. Когда нет альтернативы, приходится тяжелее. Но иногда альтернатива есть, а ее не используют, потому что у всех уже откатанные механизмы по закупке из Китая, из Европы и так далее. Тем не менее, уже многие наши крупные городские предприятия, к примеру, «Водоканал», «Пассажиравтотранс», начинают делать закупки только на внутреннем рынке и активно участвуют в развитии импортозамещения.

На мой взгляд, сегодня есть уникальная возможность на своем рынке завоевать большую долю, потому что импортные товары будут вытесняться, а наше производство будет развиваться.

Источник: Информационно-аналитическое издание ПРОВЭД
2003 - 2021 © НП "НПРС"
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100  
  
Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата
191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 46-48
тел./факс: (812) 719-66-44
spbcci@spbcci.ru
spbcci.ru